Аэропорты по уровню сервиса

Классификация аэропортов
по уровню сервиса для пассажиров Level of Service (LoS)

(Руководство ИАТА «Airport Development Reference Manual” (“ADRM”) )

Стандарты ИАТА проектирования полезных площадей аэропорта основаны на концепции «уровня сервиса для пассажиров» Level of Service (LoS), где уровень «A» считается отличным, а уровень «D» низшим уровнем допустимым в пиковые периоды. Уровень «F» является точкой отказа системы и затора. Используются для проектирования терминалов. Большинство аэропортов ориентируются на уровень «C», соответствующий минимальным стандартам.
Описание уровней сервиса в терминах потоков пассажиров и задержек.

LoSFlows
(потоки пассажиров)
Delays
(задержки)
Comfort
(комфорт)

A

Excellent

Отличный сервис, свободные потоки пассажиров, прямые пути пассажиров, отсутствие задержек, высочайший уровень комфорта.
FreeNoneExcellent

B

High

Высокий уровень сервиса, стабильные потоки пассажиров, очень немного задержек, высокий уровень комфорта.
StableVery FewHigh

C

Good

Хороший уровень сервиса, стабильные потоки пассажиров, обеспечение приемлемой пропускной способности, баланс сервисных подсистем, приемлемые задержки, хороший уровень комфорта.
StableAcceptableGood

D

Adequate

Достаточный уровень сервиса, нестабильные потоки пассажиров, приемлемое состояние на короткий период времени, удовлетворительные задержки, адекватный уровень комфорта.
UnstablePassableAdequate

E

Inadequate

Непозволительный уровень сервиса, нестабильные потоки пассажиров, предел возможностей системы обслуживания, недопустимые задержки, неадекватный уровень комфорта.
UnstableUnacceptableInadequate

F

Unacceptable

Недопустимый уровень сервиса, пересекающиеся потоки пассажиров, недопустимые заторы и задержки, неприемлемый уровень комфорта.
System breakpoint Unacceptable

Требования 1995 года (8-я редакция ADRM) определялись в зависимости от количества м2 на одного пассажира (m2/pax)

Level of Service (LoS)ABCDEF
Зона регистрации
(Check-in queue area)
1.81.61.41.21.0
Зона ожидания
(Wait/circulate area)
2.72.31.91.51.0
Накопитель
(Hold room)
1.41.21.00.80.6
Зона выдачи багажа, без учета оборудования
(Baggage claim area, excluding claim device)
2.01.81.61.41.2
Таможенный, пограничный и др. контроль
(Government inspection services)
1.41.21.00.80.6 —

 

в 2004 году (9-я редакция ADRM) внесены изменения и дополнения:

Зона ожидания
(Wait / circulate area)

Учитывается не общая площадь зоны, а площадь ее различных частей, возможность использования багажных тележек и скорость перемещения пассажиров.

Зона ожидания

ТележкиПлощадь (м2)

Скорость (м/с)

Зона посадки
(Airside)

нет

1,5

1,3

После регистрации
(After check-in)

немного

1,8

1,1

Зона вылета
(Departure area)

много

2,3

0,9

 

Накопитель
(Hold room)

Для всех уровней сервиса 1,7 м2 на сидящего пассажира, 1,2 м2 на стоящего. Уровень сервиса определяется в процентах от используемого пространства.

Максимально занимаемая часть площади

A

BCD

E

40%50%65%80%

95%

 

Зона выдачи багажа
(Baggage claim area)

40% пассажиров обеспечиваются багажными тележками.
Размер площади на пассажира увеличен для уровня «A» и уменьшен для уровня «E».

Количество кв. метров на пассажира

A

BCD

E

2,6

2,01,71,3

1,0

 

Зона регистрации
(Check-in queue area)

 Определяется возможностью столкновений багажа, багажных тележек.

Ширина
прохода

тележки
багаж

Количество кв. метров на пассажира

A

BCD

E

1.2 м

немного

1.71.41.21.1

0.9

много

1.81.51.31.2

1.1

1.4 м

длинный

2.31.91.71.6

1.5

крупный

2.62.32.01.9

1.8

Авиатека