Прочность покрытий аэродромов PCN

PCN прочность покрытий аэродромов

Прочность PCN искусственных покрытий аэродромов (ИКАО)

(Приложение 14. Аэродромы. Том 1. Проектирование и эксплуатация аэродромов)

Система ACN/PCN введена ИКАО как метод классификации прочности покрытия взлетно-посадочных полос, рулежных дорожек, перронов для воздушных судов с максимальной взлетной массой более 5 700 кг (12 500 фунтов).

Классификационное число воздушного судна (ACN). Число, выражающее относительное воздействие воздушного судна на искусственное покрытие для установленной категории стандартной прочности основания.

Классификационное число покрытия (PCN). Число, выражающее несущую способность искусственного покрытия для эксплуатации без ограничений.

Несущая способность искусственного покрытия, предназначенного для воздушных судов с массой на стоянке более 5700 кг, определяется по методу ACN-PCN с представлением всех следующих данных:

  Код
— PCN
Числовое значение
— Тип покрытия для определения ACN-PCN:
Жесткие покрытия R
Нежесткие покрытия F
— Категории прочности основания:
Высокая прочность: характеризуется К=150 МН/м3 со всеми значениями К более 120 МН/м3 для жестких покрытий и CBR=15 со всеми значениями CBR более 13 для нежестких покрытий. A
Средняя прочность: характеризуется К=80 МН/м3 при изменении К от 60 до 120 МН/м3 для жестких покрытий и CBR=10, при изменении CBR от 8 до 13 для нежестких покрытий. B
Низкая прочность: характеризуется К=40 МН/м3 при изменении К от 25 до 60 МН/м3 для жестких покрытий и CBR=6, при изменении CBR от 4 до 8 для нежестких
покрытий.
C
Очень низкая прочность: характеризуется К=20 МН/м3 и всеми значениями К менее 25 МН/м3 для жестких покрытий и CBR=3, при всех значениях CBR менее 4 для
нежестких покрытий.
D
— Категория максимально допустимого давления в пневматике:
Высокое — давление не ограничено W
Среднее — давление не более 1,50 МПа X
Низкое — давление не более 1,00 МПа Y
Метод оценки:
Техническая оценка: представляет собой специальное исследование характеристик покрытия и применение технологии исследования поведения покрытия. T
Используя опыт эксплуатации воздушных судов: когда известно, что данное покрытие при регулярном использовании удовлетворительно выдерживает воздушные суда определенного типа и определенной массы.

Пример:    Если методом технической оценки определено, что несущая способность жесткого покрытия с грунтовым основанием средней прочности составляет PCN 80 и нет ограничений давления в пневматике, то представляемая информация имеет вид:  PCN 80/R/B/W/T

U

Данные о несущей способности искусственного покрытия, предназначенного для использования воздушными судами с массой на стоянке 5 700 кг или менее, представляются в следующем виде:
— максимально допустимая масса воздушного судна;
— максимально допустимое давление в пневматике.
Пример: 3 600 кг (7 900 фунтов)/4,0 кг/см2 (58 psi).
ACN не должно быть больше указанной величины PCN. Поскольку величины ACN публикуются для максимального веса на взлете, а также пустого самолета, то на практике задача заключается в определении ACN для промежуточной, фактической массы.
Эта задача решается по формуле:

ACNФАКТ. = ACNМАКС. — (макс. взл. масса — факт. масса) / (макс.взл.масса — масса пуст.с-та)  х (ACNМАКС. — ACNПУСТ.)

В отдельных случаях второстепенные операции приемлемы с перегрузкой:
— для упругих покрытий, если ACN ВС превышает PCN не более, чем на 10 %;
— для жестких или смешанных покрытий, если ACN превышает PCN не более, чем на 5 %;
— если структура покрытия неизвестна, превышение ACN над PCN не более 5 %.

Авиатека